Объем 512 страниц
2010 год
Нацизм и культура. Идеология и культура национал-социализма
Начислим
+4
Покупайте книги и получайте бонусы в Литрес, Читай-городе и Буквоеде.
Участвовать в бонусной программеО книге
Книга рассказывает об образе жизни немцев при нацистском режиме, когда быт, досуг, общественные и семейные взаимоотношения, воспитание и образование молодежи, идеалы и устремления были подчинены тем целям, которые ставили перед народом его вожди. Особое внимание уделено культуре, при помощи которой осуществлялось идеологическое воздействие на массы и формировалось мировоззрение.
Книга была издана в 1966 г., однако нельзя сказать, что она устарела. Моссе можно назвать здесь не столько автором, сколько составителем, поскольку данная работа представляет собой сборник самых разных свидетельств: документов, воспоминаний, отрывков из научных работ и художественной литературы того периода. Довольно интересная и познавательная книга. Рекомендуется всем, кто интересуется историей.
Книга для тех, кто подробно изучает тему и стремится прочитать как можно больше всего разного. Для рядового читателя лучше поискать что-то более современное. Книга написана давно, поэтому она в целом такая немного «казённая» что ли и временами скучноватая. Но выцепить интересные моменты для себя всё же можно.
Эта книга - компиляция статей, речей, выступлений и документов времен становления нацизма в Германии, то есть, с первой половины 20-х годов до 1933 года (прихода к власти нацистов). Все материалы классифицированы по тематических разделам и даны почти без комментариев, но с небольшим предисловием к каждому разделу. Поэтому читатель может окунуться в материал по самые... .
Сборник интересен тем, что явственно видно как цивилизованная, одна из самых развитых наций в мире, которая может гордиться величайшими культурными достижениями, попадает под власть агрессивной, деструктивной и, на мой вкус, параноидальной нацистской идеологии. Книга заканчивается именно 1933 годом, поскольку цель ее - отразить сам процесс распространения идеологии. Это те годы, когда нацисты... Далее
Книжка має як свої переваги, так і недоліки. До переваги можна віднести те, що вона майже повністю складається з реальних документів епохи, яким передує невеличкий узагальнюючий вступ. Але в цьому ж і головний недолік – бракує широти аналізу, від цього картинка про культурні практики нацизму залишається дещо фрагментарною.
У вступі Моссе розставляє політкоректні акценти щодо націонал-соціалізму. У подальшому він дає тільки загальний, доволі сухий огляд одніє з тем – сам характер революції (цікаво, з цим я стикнувся вперше, нацисти називали свій прихід до влади революцією – перша, але далеко не остання паралель з большевизмом), родина і роль жінки, расистські теорії, міфи і герої, культурна політика, наука, релігія, виховання й освіта... Далее
Книга была издана в 1966 г., однако нельзя сказать, что она устарела. Моссе можно назвать здесь не столько автором, сколько составителем, поскольку данная работа представляет собой сборник самых разных свидетельств: документов, воспоминаний, отрывков из научных работ и художественной литературы того периода.
Вопросы, рассмотренные в книге, весьма обширны. Приведу содержание для ознакомления: 1. Гитлер задаёт тон (выдержки из выступлений фюрера, из "Майн кампф" и др.) 2. Характер революции (нацистский взгляд на семью, брак, положение женщин) 3. Основа - расизм (выдержки из работ, посвящённых расовым вопросам, евгенике) 4. Сотворение мифов и героев ("жизнь замечательных людей" - замечательных, с точки... Далее
Художник творит не для себя, он работает для людей, и именно люди, как мы видим, оценивают его труд. И никто не может сказать, что люди не понимают новых ценностей в своей культурной жизни. Прежде чем критики оценили гений Рихарда Вагнера, народ был на его стороне, так как он не имел ничего общего с так называемым «современным искусством».
«...образование и воспитание должны быть идеалистичными. Они должны в большей степени корреспондироваться с классическими дисциплинами и получать направленную специализацию только после закладки необходимого фундамента. В противном случае окажутся в забвении силы, которые имеют даже более важное значение для сохранения нации, чем технические или иные способности. В особенности, изучая историю, нельзя уклоняться от античности. Римская история, богатая разнообразными событиями, была и остается лучшим учителем не только для нынешнего времени, но и, скорее всего, на все времена. Эллинский идеал культуры должен быть также сохранен как образец красоты. Вместе с тем нельзя допускать, чтобы различия отдельных рас разрушали нашу большую расовую общность. Яростная борьба, которую мы ныне ведем, преследует великие цели. В частности, борется за свое существование культура, объединяющая золотой век, эллинизм и германизм».
«История – лишь следствие высочайшего проявления духа».
Хория Сима
Деятельность Эйнштейна можно понимать как противопоставление и антитезис интеллектуальным устремлениям Кеплера или того же Ньютона. Оба ученых в равной степени проявляли интерес к материальным и нематериальным – духовным ее аспектам. Несколько слов о проблеме пространства. Сама природа дала нам основы концепции пространства и времени, в которые мы пытаемся вложить все известные нам физические и химические феномены, а также провозгласить свои взгляды на жизнь, разум и духовность. Они являются, по сути дела, формами нашего внутреннего сознания и, образно говоря, нашим «оружием» в противостоянии внешнему миру. Ньютон, будучи истинно германским естествоиспытателем, вполне осознавал это, считая пространство и время не чисто логическими абстракциями, а понятиями, прочно связанными с интуицией. Не так, однако, обстояло дело у еврея Эйнштейна. Попытка представить пространство и время как составные части материи... Далее
Идея «службы народу» воплощалась в реальный труд по линии организации «Немецкий трудовой фронт», где бок о бок работали представители и рабочей, и крестьянской молодежи, и интеллигенции. Это был в основном физический труд на полях или на стройках, который уравнивал студентов со всеми другими, заставляя их понимать, что академический труд – это еще не вся жизнь. Подобно Михелю в новелле Геббельса, студенты вливались в ряды трудового народа.
Отзывы, 8 отзывов8