Длительность книги 266 страниц
2024 год
Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века
Начислим
+11
Покупайте книги и получайте бонусы в Литрес, Читай-городе и Буквоеде.
Участвовать в бонусной программеО книге
Без преувеличения можно сказать, что представляемая книга Ю. А. Федосюка (1920–1993) – явление уникальное. На протяжении десятилетий подвижнической исследовательской работы автор собрал колоссальный материал, отражающий в забытых или непонятных современному читателю словах материальную и духовную культуру русского народа. Примеры, взятые из широко известных произведений русских писателей-классиков, охватывают литературу XVIII–XX вв.
Книга... Далее
То, с чем мы сталкиваемся каждый день, то, что кажется привычным и простым, на самом деле устаревает очень быстро. Повседневная жизнь середины ХХ века сейчас кажется чуть ли не такой же далекой, как средневековье (как, без мобильника? и без интернета? и даже без ридера???). Что уж говорить о том мире, который описан в классических произведениях русской литературы – российской повседневности XVIII – XIX веков! Иной абзац «Мертвых душ», скажем, становится нечитаемым, словно египетские иероглифы, ну, судите сами: «Прежде было знаешь по крайней мере, что делать: принес правителю дел красную, да и дело в шляпе, а теперь по беленькой, да еще неделю провозишься». Все поняли? :) Прелесть книги Ю. Федосюка не только в том, что она учит нас «дешифровке» подобных мелочей, но и в том, что делает это автор достаточно обстоятельно и достаточно живо.
Для... Далее
Прочитал эту книгу и стало грустно.
Господи! Как, оказывается, много мы не понимает из книг классиков. Оказывается, за отдельными казалось бы ничего не значащими фразами скрывается огромный культурный пласт, другая эпоха, мораль, обычаи, которые ушли от нас.
Зато, с другой стороны, теперь читать классиков гораздо, гораздо интересней. Гораздо лучше понимаешь мысль автора, что он... Далее
Когда-то автор этой книги написал в «Вопросы литературы» собственный вопрос: «Мне, знакомому лишь с метрической системой, неясно, богат или беден помещик, владеющий двумястами десятин земли, сильно ли пьян купец, выпивший «полштофа» водки, щедр ли чиновник, дающий на чай «синенькую», «красненькую» или «семитку». Кто из героев выше по положению, когда одного титулуют «ваше благородие», второго – «ваше сиятельство», а третьего – «ваше превосходительство»?..» Потом самому же пришлось на все эти вопросы отвечать, составляя эту небольшую энциклопедию. Папа_и_море, как культуролог, утверждает, что незачем знать все эти тонкости и девятнадцатый век ни нафиг не сдался. Однако же я люблю дотошно вгрызаться в абсолютно бесполезные детали (должно же у всех быть своё маленькое идиотское хобби?), поэтому книжка стала для меня настоящей находкой.
Эта... Далее
Очень интересно, познавательно, но неточные цитаты из классиков вызывают удивление, учитывая, что только классическую литературу и цитирует автор
autoreg1040526689, очень интересно - приведите примеры
Книга читается с интересом. Как оказывается многого мы не знаем или совершенно забыли. Материал могут использовать на уроках учителя истории и литературы! Рекомендую!
К концу XIX века на смену сюртуку приходит столь нам знакомый и привычный ПИДЖАК. Появился же этот английский гость в России еще в середине XIX века, являя собой поначалу одежду не вполне солидную и более приличествующую молодому человеку.
В чем разница между сюртуком и пиджаком? Если полы сюртука иногда спускались гораздо ниже колен, так, что, садясь, приходилось их подбирать, то пиджак, по объяснению Даля, был таков: «долгая куртка, коротенький сюртучок, по бедра». Пожилых людей пиджак шокировал, казался чем-то легкомысленным и даже либеральным.
Время от времени государство предпринимало РЕВИЗИИ — переписи крепостного населения страны, прежде всего с целью установить количество людей мужского пола, годных в рекруты. Поэтому «РЕВИЗСКОЙ ДУШОЙ» назывались не все крепостные крестьяне, а только крестьяне-мужчины.
С 1719 по 1850 год было проведено десять ревизий. Сведения о крепостных крестьянах записывались в особые листы — РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ. Впредь до новой ревизии ревизские души юридически числились существующими; повседневный учет крепостного населения организовать было немыслимо. Таким образом, умершие или беглые крестьяне официально считались в наличии, за них помещики обязаны были вносить налог — ПОДУШНУЮ ПОДАТЬ.
Городские извозчики разделялись на ВАНЕК, ЛИХАЧЕЙ и нечто промежуточное — ЖИВЕЙНЫХ. Ванькой назывался полунищий крестьянин, приехавший на заработки в город, обычно зимой, по выражению Некрасова, на «ободранной и заморенной кляче» и с соответствующей повозкой и сбруей. У лихача, наоборот, была хорошая, резвая лошадь и щегольской экипаж.
Отбывая БАРЩИНУ, крестьянин собственными орудиями обрабатывал помещичью землю, разумеется, бесплатно; по закону — три дня в неделю, хотя иные помещики продлевали барщину до шести дней.
Находясь на оброке, крестьянин занимался различными промыслами, торговлей, ремеслом, извозом или нанимался на мануфактуру; часть заработка — ОБРОК — он выплачивал помещику.
Барщина была более выгодна помещикам, владевшим плодородными землями, оброк предпочитался на малоплодородных, то есть в... Далее
Гривенник-по старому-гривна и грива-10 копеек. У Пушкина в "Медном всаднике"евгения перевозят через Неву за 10 копеек:
-И перевозчик беззаботный
Его за гривенник охотно
Чрез волны страшные везет.
Отзывы, 15 отзывов15