Рейтинг лингвистических энциклопедий
Если вы уже имели опыт взаимодействия с каким либо научным справочным пособием по данному направлению, поставьте этой книге свою оценку и оставьте отзыв. Добавляйте книги, которые заслуживают быть в этом списке. Общими усилиями, благодаря пользовательским оценкам и отзывам мы и создадим адекватный и полезный рейтинг лингвистических энциклопедий.
-
26.Книга представляет собой анализ морфологических и синтаксических свойств форм и конструкций со значением императива, описание их особенностей, частотности в языках мира и ареального распределения. Материалом для изучения послужила выборка из более чем 200 языков. Работа состоит из пяти основных глав, первая из которых посвящена семантике императивных высказываний; изложенные в ней взгляды являются основой для объяснения устройства императивных конструкций в последующих главах. Вторая глава посвящена особенностям морфологии и синтаксиса императивных форм и конструкций в целом. В третьей главе рассматриваются морфологические и синтаксические явления, характерные для отдельных лично-числовых форм. Четвертая глава посвящена типологии императивных парадигм. В пятой главе рассматриваются и объясняются непрямые употребления императива. Впервые типологически изучаются многие семантические подтипы императива (такие как императивы движения, препозитивные императивы и др.), формальные типы императивных конструкций (в частности, особенности поведения объекта при императиве, особенности императива в эргативных языках, типология нерегулярных императивов). ... Далее
-
27.В книге, с учетом результатов современной типологической и когнитивной лингвистики, анализируются основные понятия, используемые при описании грамматической семантики (граница между грамматическими и лексическими значениями, обязательность выражения и ее разновидности, общие и частные значения грамматических единиц, основные типы грамматической многозначности и др.) и предлагается новая интерпретация многих явлений русской грамматики. Кроме того, представлен семантический анализ некоторых метаязыковых понятий (результат, статальность, реальность/ирреальность и др.), используемых при описании функционирования грамматических единиц. Основным предметом исследования являются степени сравнения, возвратность и взаимность, вид и время, пассив, результатив и перфект, а также значения, выражаемые формами лица, наклонения, числа и падежа.Книга рассчитана на лингвистов, преподавателей и студентов филологических специальностей. ... Далее
-
28.В монографии дается полное описание синтаксиса порядка слов и синтаксиса субъектно-предикатных отношений в пяти современных языках скандинавской группы германской семьи – датском, норвежском, шведском, исландском, фарерском, а также в языке древнейших скандинавских рукописных памятников и языке континентальных скандинавских памятников переходного периода. Описание опирается на единую сетку параметров, значения которых проверяются в корпусе памятников. Обосновывается новая классификация систем порядка слов в языках мира; языки с предикатными энклитиками, где действует закон Ваккернагеля, выделены в особый тип. Впервые строго доказывается факт действия закона Ваккернагеля в древних германских языках. Обсуждается гипотеза о неуниверсальности синтаксического членения и рассматриваются формы реализации категории подлежащего. Выделяется четыре типа двусоставных конструкций без подлежащего в им. п. Доказывается наличие слов категории состояния в древнескандинавских языках и исследуется связь между семантикой предиката и структурой предложения. ... Далее
-
29.В книге на типологическом материале исследуются лабильные глаголы – глаголы, способные быть и переходными, и непереходными без изменения формы (например, английский break ‘ломать(ся)’, русский капать – Вода капает – Я капаю воду в стакан). Лабильность до сих пор не изучена лингвистикой в полной мере. Часто считается, что лабильные глаголы – это явление, характерное, прежде всего, для английского и для кавказских языков. В монографии показано, что это не так: в языках самых разных ареалов и генетической принадлежности есть лабильные глаголы. Интересно, что разные языки и группы языков «выбирают» разные группы глаголов, которые становятся лабильными. Например, в дагестанских языках лабильны чаще всего глаголы разрушения и преобразования Пациенса (‘ломать(ся)’, ‘гореть / жечь’), в русском языке – некоторые глаголы движения, в болгарском – фазовые глаголы.В книге принят комплексный подход к классификации лабильных глаголов. С одной стороны, они разбиваются на типы по соотношению переходного и непереходного употреблений. Так, выясняется, что пассивный тип (соотношение типа ‘разбить’ / ‘быть разбитым’) распространен во многих африканских языках (манде, афразийских, нило-сахарских) – видимо, это ареальная особенность языков Африки. С другой стороны, глаголы классифицируются по семантическим классам (оказывается, что основными группами, склонными к лабильности, являются глаголы разрушения движения и фазовые глаголы, но они проявляют лабильность в разных языках).Книга адресована лингвистам, специалистам в области синтаксиса, семантики, лингвистической типологии. Она может быть интересна и специалистам по описанию отдельных языков, семей и ареалов, поскольку лабильность обнаруживается в самых разных типах языков. ... Далее
-
30.Монография представляет собой изложение результатов разнонаправленного экспериментального описания языковой способности и речевой компетенции учащихся 6-11 классов гимназий, школ, студентов разных вузов г. Омска за десять лет – 1999–2010 гг. Исследование определенных механизмов языковой способности с помощью одних и тех же экспериментальных процедур, примененных к речевой деятельности индивидов разных возрастных групп, и описание их «по вертикали» – на уровне одного языкового коллектива (одного класса в течение нескольких лет) и по «горизонтали» – на уровне всех речевых произведений всех реципиентов разных языковых коллективов (разных классов и групп студентов) позволяет зафиксировать динамику индивидуального и коллективного изменения языковой способности, диагностировать характер ее развития, устанавливать качество речевой компетенции. Языковая способность и речевая компетенция интерпретируются как психолингвистические и когнитивные величины: языковая способность – совокупность операционально-действенных ментальных механизмов, осуществляющих вербализацию представлений, знаний, мнений индивида; языковая (речевая) компетенция – обладание необходимыми для данного вида деятельности операциональными структурами и навыками их реализации. Указанные величины описываются через оценку работы механизмов семантизации, обеспечивающих формирование образов сознания; речевые ошибки как принадлежность речевой деятельности; развертывание текста как процесса и результата речевой деятельности продуцента.Книга адресована лингвистам, психолингвистам, специалистам в области когнитивных наук, педагогам. ... Далее
-
31.В настоящем учебнике излагаются основные вопросы семантики как составной части курса общей теории языка. Первый раздел книги содержит введение в предмет, краткий очерк истории семантических учений, включая новейшую их историю, и знакомит с понятиями, применяемыми при семантическом описании любых значимых языковых образований — от морфемы до целого текста. Второй раздел посвящен лексической семантике. В нем рассматриваются основные проблемы и методы описания содержательной стороны слова как единицы языка и речи. В третьем разделе анализируется семантика предложения-высказывания с учетом трех ее аспектов: логико-семантического (пропозиционального), коммуникативного и прагматического, и обсуждаются формальные средства (метаязыки), используемые для ее описания. Проблемы семантики рассматриваются в учебнике с точки зрения деятельностного подхода к языку и в контексте многообразных задач, стоящих перед прикладной лингвистикой. Ряд глав учебника представляет собой развернутые иллюстрации излагаемых идей и методов на материале конкретных семантических исследований автора.Учебник адресован не только студентам лингвистических отделений факультетов филологического профиля, но и специалистам, имеющим дело с созданием или анализом текстов на естественном языке: литературоведам, журналистам, переводчикам, копирайтерам и т.п., а также всем, кого интересует устройство и функционирование языка. ... Далее
-
32.Пособие включает в себя более 1200 оригинальных лингвистических задач, основанных на материале прежде всего русского, а также западноевропейских (английского, немецкого, французского, испанского) и зарубежных славянских языков. Особое внимание уделяется "речевой среде обитания" человека: разговорной речи, фольклору, художественной литературе и т.п. Многие задачи носят занимательный характер. Представленные задачи сгруппированы по следующим разделам: "Природа языка. Язык как система знаков", "Функционирование языка в обществе", "Фонетика и фонология", "Лексикология", "Грамматика", "Типологическая и генеалогическая классификация языков", "Письмо, орфография, пунктуация". Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических факультетов университетов и пединститутов. ... Далее
-
33.Автор в популярной и увлекательной форме рассказывает о важнейших явлениях, происходящих в жизни языка, о том, что язык - стройная система с присущими ей логическими отношениями, обеспечивающая взаимопонимание людей. Книга должна раскрыть учащимся тайны жизни языка, показать, что изучение языка - увлекательная наука, полная неожиданных находок и открытий. ... Далее
-
34.В предлагаемой читателю книге доктора филологических наук, профессора В.В.Наумова поднимается одна из интереснейших проблем прагматического направления в анализе отношений человека и языка - проблема распознавания личности по ее речевым (звуковым и письменным) характеристикам. Принятая в монографии методология анализа и интерпретации вербальных и невербальных средств коммуникации может быть использована в работе специалистов различных ведомств, чья профессиональная деятельность связана с идентификацией личности. Рекомендуется лингвистам, психологам, социологам, юристам, специалистам по кадровому менеджменту. ... Далее
-
35.В настоящем учебнике излагаются основные вопросы семантики как составной части курса общей теории языка. Первый раздел книги содержит введение в предмет, краткий очерк истории семантических учений, включая новейшую их историю, и знакомит с понятиями, применяемыми при семантическом описании любых значимых языковых образований - от морфемы до целого текста. Второй раздел посвящен лексической семантике. В нем рассматриваются основные проблемы и методы описания содержательной стороны слова как единицы языка и речи. В третьем разделе анализируется семантика предложения-высказывания с учетом трех ее аспектов: логико-семантического (пропозиционального), коммуникативного и прагматического, и обсуждаются формальные средства (метаязыки), используемые для ее описания. Проблемы семантики рассматриваются в учебнике с точки зрения деятельностного подхода к языку и в контексте многообразных задач, стоящих перед прикладной лингвистикой. Ряд глав учебника представляет собой развернутые иллюстрации излагаемых идей и методов на материале конкретных семантических исследований автора. Учебник адресован не только студентам лингвистических отделений факультетов филологического профиля, но и специалистам, имеющим дело с созданием или анализом текстов на естественном языке: литературоведам, журналистам, переводчикам, копирайтерам и т.п., а также всем, кого интересует устройство и функционирование языка. ... Далее
-
36.Данное издание является результатом многолетней работы автора в рамках проблематики научно-исследовательской лаборатории ВШУ "Человеческий фактор в языке: язык и личность". Новая книга продолжает разработку концепции лингвистики эмоций, впервые сформулированной в монографии "Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка" и развиваемой в ряде других изданий: "Язык и эмоции", "Эмоции в деловом общении", "Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы", "Эмотивный код языка и его реализация", "Лингвокультурология эмоций" и др. В настоящей монографии обосновываются положения сложившейся лингвистической теории эмоций, которую автор представляет широкой научной общественности, а также всем интересующимся новыми парадигмами современного языкознания. ... Далее
-
37.Пособие посвящено новому направлению в прикладной лингвистике, в котором разрабатываются методы, позволяющие анализировать содержание текста, определяя, что говорится и что подразумевается, а также представлять его в явной (эксплицитной) форме. Разбираются примеры анализа феноменов языка и речи, становящихся предметом спора в судах и тем самым важных для экспертизы текстов СМИ. Анализируются и обсуждаются часто используемые приемы манипулирования сознанием. Книга иллюстрирована языковым материалом, основанным на картотеке экспертиз по делам о защите чести и достоинства, разжигании межнациональной розни, оскорблениях, по делам в сфере товарных марок и патентоведения. Подробно разбираются экспертизы, вызвавшие широкий общественный резонанс (дело Баяна Ширянова и дело "Ароян против Киркорова"). Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических и лингвистических факультетов вузов, филологов, работающих в области лингвистических экспертиз, юристов, занимающихся правовым обеспечением деятельности СМИ и публичной политики, а также для журналистов. ... Далее
-
38."Лингвистический энциклопедический словарь" представляет сведения о человеческом языке, языкознании как науке. В его статьях раскрываются особенности звукового, грамматического, лексического строя языков, говориться о теориях происхождения языка, законах его развития. Дается информация о языках мира, о семьях и группах языков, о письменностях и истории письма. Представлены сведения о разных этапах развития языкознания, его основных школах, направлениях, разделах. Даны указатели. ... Далее
-
39.В книге проанализированы актуальные вопросы лингвистического измерения мировой политики. В научном отношении это - новое направление исследований мировой политики. Показаны взаимодействие языка, языковой политики государств и мировой политики, а также влияние внутристрановых лингвополитических отношений на процессы внутри и межгосударственной безопасности, на интеграционные и дезинтеграционные тенденции в судьбах страны, группы стран и мирового сообщества в целом. Немало внимания уделено институализации лингвополитических движений: франкофонии, испанофонии, руссофонии, финно-угрофонии и др. Политические движения, основанные на общности языка, включаются в процесс приумножения потенциала нового мирового порядка в XXI в. в условиях глобализации мировой экономики и политики. Для широкого круга специалистов в области мировой политики и международных отношений, студентов, магистрантов и аспирантов вузов и академических учреждений, для всех, кто интересуется современными проблемами... ... Далее
-
40.Книга содержит различные образцы лингвистического толкования текстов произведений классической русской и советской литературы (А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя, Л.Толстого, А.Чехова, М.Горького, В.Маяковского, М.Шолохова, К.Паустовского, Р.Рождественского, Е.Евтушенко и др.). Пособие дает представление о важнейших вопросах методологии и практики лингвистического анализа (объяснение трудных для понимания слов, выражений, конструкций и т.п.), приемах синтезирования образных языковых средств в тексте, элементах поэтики произведений. Пособие предназначается для преподавателей русского языка как иностранного и студентов-филологов. ... Далее
-
41.Книга посвящена актуальным проблемам современного русского письма, рассматриваемым в двух аспектах - теоретическом и прикладном. Обсуждаются такие фундаментальные для русской орфографии вопросы, как вариативность письменного облика слов и связанные с этим трудности кодификации; проблема двух способов орфографического описания - с помощью правил и с помощью словаря, их взаимодействие, взаимодополнение; соотношение кодифицированных норм и современной практики письма. Монография адресована специалистам-филологам, занимающимся проблемами письменной нормы, учащимся филологических вузов, а также специалистам-практикам - преподавателям, учителям, редакторам, испытывающим потребность в осмыслении закономерностей современного русского письма. ... Далее
-
42.Большой лингвистический словарь, включающий толкование свыше тpex тысяч лингвистических терминов и понятий, адресован самому широкому кругу читателей - учащимся школ, студентам, магистрам, аспиратам, преподавателям, переводчикам, редакторам, научным работникам и всем тем, кто интересуется вопросами языка, его историей и современным состоянием. Книга найдет широкое применение в языковедческих кружках и факультативах, при проведении спецкурсов и спецсеминаров, конкурсов и олимпиад по русскому языку, при написании курсовых и дипломных проектов. ... Далее
-
43.Предлагаемый вниманию читателей коллективный труд посвящен выявлению основных закономерностей взаимодействия и функционирования лингвистических ареалов. Авторы ставили своей целью показать, каким образом такое взаимодействие повлияло на формирование тех или иных особенностей соответствующих ареалов и предупредило конфигурацию самих ареалов. Авторы рассматривают процессы взаимодействия на разных уровнях (фонология, лексика, грамматика), привлекая материал различных языков. ... Далее
-
44.В книге последовательно рассказывается обо всех этапах истории отечественного и мирового языкознания, раскрывается своеобразие всех лингвистических направлений, которые были характерны для прошлых лет и которые развиваются в настоящее время. Особое внимание автор уделяет русскому и советскому языкознанию. ... Далее
-
45.Словарь составлен на уровне современных достижении лингвистической науки и как пособие для студентов-первокурсников выгодно отличается от известных лингвистических словарей по подбору, объему и способу толкования терминов. В словарь включены все лингвистические термины, используемые в курсе "Введение в языкознание"; они объяснены в доступной форме. В статьях, посвященных терминам иноязычного происхождения, даны краткие этимологические справки. Объяснение большинства терминов иллюстрируется примерами из русского, а также индоевропейских, тюркских, финно-угорских и некоторых других языков. Имеются краткие статьи о языковых семьях, языковых группах и отдельных языках. Словарь рассчитан на студентов-филологов, а также преподавателей средних школ, аспирантов и всех интересующихся лингвистикой. ... Далее
-
46.Межвузовский сборник статей "Лингвистические и дидактические аспекты межкультурной коммуникации" включает подготовленные преподавателями высших учебных заведений Санкт-Петербурга статьи, отражающие научно-практические результаты исследований в области филологии и преподавания, связанные с различными аспектами межкультурной коммуникации. ... Далее
-
47.Данная книга посвящена изучению лингвистических особенностей испанской рекламы на радио на уровне фонетики, грамматики (морфологии, синтаксиса), лексики и стилистики. Таким образом, при рассмотрении рекламного радиообращения используется комплексный подход. Материалы и выводы данной работы могут быть использованы в курсах лекций по теоретической грамматике, лексикологии, стилистике, а также на практических занятих по испанскому языку и в переводческой деятельности. Собранный материал может быть применен в учебных курсах по культуре речи, межкультурной коммуникации, лингвокультурологии, лингвистике текста и психолингвистике, при составлении учебных пособий. Результаты исследования могут найти применение в области рекламного бизнеса, а также при переводе иностранной рекламы, адаптации зарубежных рекламных сообщений, проведении лингвистической экспертизы. ... Далее
-
48.Настоящая монография продолжает ту линию исследования, которая наметилась в двух предыдущих книгах автора (Функциональный анализ синтаксических элементов. М.-Л., 1964, Структура предложений и их модели. Л., 1968). Указанные работы были посвящены более узкой проблематике - собственно синтаксической, связанной прежде всего с изучением того, что в более поздней терминологии можно назвать глубинной и поверхностной структурой предложений. Изучая синтаксемы, с одной стороны, и, с другой - компоненты предложения, в позициях которых устанавливаются синтаксемы, нельзя было не затронуть некоторые лексические, морфологические, а также фонологические явления. В частности, нельзя было пройти мимо явлений управления и переходности, поскольку в лингвистических исследованиях они обычно относятся к области синтаксиса, нельзя было не коснуться вопроса о частях речи, поскольку они также нередко относятся к области синтаксиса или рассматриваются с учетом синтаксических моментов, изучая падежные формы в... ... Далее
-
49.Предлагаемое учебное пособие написано по материалам курса, который читался автором в Европейском университете в Санкт-Петербурге на протяжении 2008-2012 годов. Пособие знакомит читателя с методологией одного из наиболее влиятельных направлений в современной историографической практике. В нем описываются приемы и методы анализа, выработанные в XX веке в логике, лингвистике и филологии, излагаются базовые теоретические основы исторической науки, подробно раскрывается их место в общем интеллектуальном контексте XX века. Показывая возможность применения междисциплинарных инструментов анализа языка и текста к историческому материалу, автор пособия демонстрирует примеры подобной работы в мировой практике исторических исследований. В учебнике приводятся образцы логического, риторического, нарративного, дискурсивного анализа лучших и признанных классическими для XX века историографических текстов и монографий, обсуждаются особенности переводов и идеологические импликации историографических текстов и источников. Много внимания уделено идеологии и проблеме ответственного письма, впервые ставшим предметами широкого обсуждения именно в связи с лингвистическим поворотом. Приобретенные знания и практические навыки могут быть полезны в работе с историческими источниками, при анализе исторической литературы, в практической работе над текстом исследования. ... Далее
-
50.Книга продолжает серию сборников, издаваемых Отделом лингвистического источниковедения и истории русского литературного языка ИРЯ РАН. Как и в прошлых выпусках, здесь представлены исследования источниковедческого характера по истории русского и церковнославянского языка, посвященные как древним рукописям, так и памятникам позднейшего времени. Публикуются материалы, имеющие значение для решения вопросов исторической фонетики, морфологии, синтаксиса, лексики и текстологии, палеографии, графики и орфографии. Воспроизводятся прежде не известные тексты рукописей. Издание рассчитано на языковедов и специалистов по древнерусской и церковнославянской письменности, а также на читателей, интересующихся историей русского языка и письменной культуры. ... Далее
Лучшие энциклопедии лингвистическая на других ресурсах:
Комментарии: